На заседании правительственной комиссии по транспорту, которое состоялось 26 мая, было поддержано предложение продлить до конца года применение временных правил определения очередности перевозок грузов по сети РЖД, которые истекают 1 июля. Об этом РБК сообщили в секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова (возглавляет правкомиссию). Там добавили, что за продление этих правил высказались большинство участников заседания.

До прошлого года в России действовали правила недискриминационного доступа к инфраструктуре РЖД, которые обеспечивали очередность доступа грузоотправителей к перевозкам. Но в марте 2022 года, после начала спецоперации России на Украине и введения международных санкций, правительство отменило этот порядок и ввело временные правила доступа грузов на сеть РЖД, которые, в частности, позволяют вывозить на Восток товары других регионов, потерявших европейские рынки сбыта. Это связано с тем, что часть традиционных рынков для российских экспортеров оказалась закрыта и им пришлось переориентировать поставки из Европы в Азию — в основном через порты Дальнего Востока.

Новый порядок доступа на сеть РЖД уже неоднократно продлевали, последний раз в конце 2022 года. Против этого выступали в первую очередь угольные компании, поскольку они утратили приоритет на вывоз своей продукции по Восточному полигону (БАМу и Транссибу) из ключевых регионов, таких как Кузбасс, Бурятия, Хакасия и Тыва. Но в конце марта глава РЖД Олег Белозеров, выступая на итоговой коллегии Минтранса, предложил продлить правила еще раз, до конца года. «Эти правила [временного доступа к железнодорожной сети] 1 июля заканчивают деятельность, но президентом Российской Федерации даются новые указания, мы сейчас совершенствуем тот формат, который есть. Просили бы [отмену] ПНД продлить до конца года», — сказал тогда он.

adv.rbc.ru

Какие были правила доступа на сеть РЖД

Правила недискриминационного доступа (ПНД) к инфраструктуре РЖД устанавливают приоритет специальных, ремонтных, пассажирских, почтовых и международных перевозок над грузовыми. При этом грузовые разделены на категории по значимости — от специальных, включая перевозки в регионы, пострадавшие от чрезвычайных происшествий, до транспортировки скоропортящейся продукции, сырьевых энергетических грузов.

adv.rbc.ru

Почему власти поддержали новый порядок

На фоне международных санкций против России в 2022 году объем железнодорожных грузоперевозок на Восток (80 млн т) впервые в истории превысил перевозки на Запад (76 млн т), заявил Белозеров на встрече с президентом Владимиром Путиным в феврале. По его словам, компании пришлось перестраивать все процессы, поскольку более 700 предприятий с Запада «поехало на Восток».

Объем грузоперевозок РЖД на Восток впервые превысил трафик на Запад

Экономика

Читайте на РБК Pro

Директор скрыл от налоговой имущество: что будет, когда его «поймают»

На маркетплейсах — алый океан. Какую стратегию выбрать, чтобы не утонуть

Как китайская Кремниевая долина извлекла пользу из противостояния с США

Что влияет на курс рубля и сколько будет стоить доллар летом

После начала спецоперации России на Украине и последовавшими за этим международными санкциями (в том числе против монополии) РЖД столкнулись с самыми серьезными вызовами с точки зрения управления движением, потому что грузопоток не только развернулся с Запада на Восток, но и поменялась структура грузов, говорил замглавы РЖД Михаил Глазков в декабре 2022 года. Так, на северо-западном направлении практически исчезли контейнеры, поэтому два контейнерных терминала в Усть-Луге переориентированы под выгрузку угля, а на Дальний Восток РЖД повезли грузы, которые туда раньше почти не ехали (химия и металлы). «Этот год был турбулентным — не было ни одного месяца, когда бы нам не приходилось вносить коррективы в организацию движения поездов», — рассказывал он.

Правительство дало РЖД возможность оперативно реагировать на изменения в экспорте и перевозке грузов на фоне геополитической ситуации, отмечает президент Национального центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. Правила недискриминационного доступа такой возможности не давали в силу бюрократических особенностей, добавляет он. Но при обновлении временных правил компания выполняет поручения правительства и президента, оговаривается эксперт.

Временные правила «при всем своем несовершенстве» играют важную роль в обеспечении стабильности отгрузок, и их отмена привела бы к существенному ухудшению уровня диспетчеризации и ритмичности в ряде отраслей, в первую очередь ориентированных на экспорт, замечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Какие есть риски у временных правил

  • Риски для грузоотправителей. Временные правила определения очередности перевозок грузов основаны на аналитике РЖД и не всегда прозрачны, сказали РБК два источника среди железнодорожных операторов. «Временные правила дают РЖД возможность пропускать те или иные виды грузов без обоснования причин. Преимущество правил недискриминационного доступа состояло в том, что грузы транспортировались по сети железных дорог в четкой очередности, сейчас грузоотправители не могут прогнозировать возможность перевозки собственной продукции», — сказал один из них. Но правила недискриминационного доступа требуют корректировок с учетом переориентации грузопотоков, добавил второй собеседник.
  • Правила недискриминационного доступа — более понятный и прогнозируемый механизм для бизнеса, подтверждает представитель третьей по объему добычи угольной компании ЭЛСИ (объединяет «Эльгауголь» и «Сибантрацит») Анастасия Харитонова. Она поддерживает продление временных правил, но только до конца года. «Это «ручной» режим, который основан на объективных показателях. Я не вижу причин говорить о том, чтобы кто-то из грузовладельцев потерял в доходах от продления временных правил», — парирует управляющий партнер «Инфра Проекты» Алексей Безбородов. «Все находится в их руках — в том числе своевременная подача заявок, планирование поставок. РЖД основываются на том, что показывает система мониторинга сети, и в зависимости от ситуации принимают решение о том, кто может проехать», — подчеркивает он.

Минэк предложил поменять очередность перевозки грузов по железной дороге

Бизнес

  • Риски для РЖД. Правила недискриминационного доступа предполагали, что более дорогие для РЖД грузы имеют приоритет, напоминает Иванкин. А временные правила предусматривают пропуск вперед более «дешевых» грузов, указывает он: приоритет сегодня отдан и продуктам питания, и лесным грузам. Эксперт напоминает о том, что у РЖД большая инвестпрограмма (в 2023 году планируется в объеме 1,1 трлн руб., что почти на четверть больше, чем в 2022 году), но такие доходные грузы, как черные металлы и нефтепродукты, оказываются не в первом приоритете. В марте глава Минэкономразвития Максим Решетников предложил Белоусову поменять очередность перевозок грузов, чтобы увеличить поставки высокодоходных металлов, удобрений, алюминия и сжиженного углеводородного газа (СУГ). «РЖД вынуждены везти грузы, которые приносят меньший доход. Тем не менее мы видим, что государство прилагает усилия для поддержки холдинга — осуществляются дополнительные вливания в уставный капитал, дотации идут и из Фонда национального благосостояния для реализации инвестпрограммы в тех объемах, в которых она заявлена», — написал он.

Как определяются тарифы на перевозку грузов

Тарификация услуг РЖД по перевозке осуществляется по прейскуранту 10-01, утвержденному постановлением правительства в 2003 году. Он предусматривает дифференциацию по трем тарифным классам в зависимости от стоимости самих грузов (первый класс — наиболее дешевые: уголь, песок, щебень и руда; второй класс — нефть и нефтепродукты, зерно, удобрения; третий — продукция высокого передела: химические грузы, черные и цветные металлы и другие), дальности и скорости перевозок, типа подвижного состава и других параметров.

РБК направил запросы в пресс-службы РЖД и Минэкономразвития.

Авторы
Теги

Мария Бородаевская

При участии
Любовь Мартынова

Источник