Эйзенштейну – 125: как режиссер предопределил принципы создания советских фильмов?
Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения Сергея Эйзенштейна. Его называют родоначальником советской киношколы. Картины «Броненосец Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный» навсегда вошли в золотой отечественный кинофонд. На его фильмах выросли многие мировые кинорежиссеры, рассказывает корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев.
Свои первые киноработы Эйзенштейн даже фильмами не называет. Монтаж аттракционов. Экспериментировать с кино режиссер начал на сцене театральной постановки в 1923 году. В те годы Эйзенштейну всего 25. Он лучший ученик Мейерхольда, и вроде бы сначала идет по его стопам. Но кино становится главным искусством для будущего кинорежиссера, как завещал Ленин.
На роль Владимира Ильича в своем третьем фильме «Октябрь» режиссер пригласил не актера, а простого рабочего. Метод Эйзенштейна – революция в кинорежиссуре. На смену буржуазному принципу его кино без главных героев. Вместо них – яркие типажи, интеллектуальный монтаж и говорящая деталь. Как висящие очки судового доктора, после бунта на корабле из фильма «Броненосец Потемкин». Картина, которая до сих пор считается одной из лучших в мире на все времена.
«Святая вера в то, что происходит, такая мечта о мировом расцвете. Рождается новый мир, мы победим. Весь мир насилья мы разрушим, а затем мы наш новый мир построим», – сказал киновед, сотрудник музея кино Станислав Луговой.
После фильмов о революции Эйзенштейн становится передовым режиссером советского авангарда. Но в те годы в России еще смотрят немое кино, тогда как за границей – уже со звуком. Вместе с соавтором Александровым режиссер едет за границу для освоения звуковой кинотехники. В Голливуде знакомится с Чаплиным и Диснеем.Марлен Хуциев как медиум советской эпохи
В творческом пути режиссера было много мистики.«В 1929-м году Эйзенштейн написал «Заявку» («Будущее звуковой фильмы»), в которой создал манифест нового кино – звукового. Его подписал Пудовкин и Александров», – рассказала киновед, научный сотрудник музея кино Ольга Шин.Но в Союзе уехавшего на три года Эйзенштейна считают дезертиром. И он срочно возвращается. Дома его обходят наградами и званиями – нечего поощрять подобную вольность у советских режиссеров. И только перед войной Эйзенштейну предлагают снять героический эпос по-новому, со звуком.
Снимать про Александра Невского режиссер решает сам. XIII век, там можно пофантазировать. В мастерских «Мосфильма» шьют меховые шубы, куют металлические шлемы. Художники делают макеты древнего Новгорода. Вот фотография, как с помощью комбинированных съемок режиссер создает дальний план в кадре.
«Полчища тевтонов, которые движутся на Русь, с очень считываемыми тевтонскими орлами, с крестом Епископа, который видится, как свастика. Реабилитация происходит очень удачно», – отметил Станислав Луговой.
За «Невского» Эйзенштейн получает Ленинскую премию. Патриотизм становится главной темой режиссера. Последняя картина «Иван Грозный» – прямой заказ от Сталина. Эйзенштейн снимает наизнос, ночами. Первую серию, вторую. Получает один инфаркт за другим. Самоубийство фильмом – так Сергей Эйзенштейн называл свою работу. Третья часть «Грозного» так и осталась неснятой. Окончательно здоровье мастера подкосило то, что сюжет не понравился Сталину.
Добавить комментарий