Триста спартанцев Путина: зачем Кремлю война в Африке
По меркам больших государств в других регионах мира «300 инструкторов» – это так, капля в моря. Но в ЦАР своя собственная система военных «мер и весов». 300 военных спецов ( на самом деле их больше: в сообщении МИДа об их отправке содержится многозначительное слово «дополнительно») – это очень серьезная боевая сила. Как и в Сирии пять лет тому назад, Россия приняла себя в ЦАР роль вершителя судеб этой страны и спасителя местного президента от свержения повстанцами. У Владимира Путина появился свой собственный африканский поход.
В январе 2009 года я сопровождал тогдашнего специального представителя президента РФ Михаила Маргелова в поездку в африканскую страну Судан. В ходе этого визита наша сторона так много говорила о желании России «вернуться в Африку», что у меня возникло неудержимое желание заняться легким троллингом. После встречи Маргелова с президентом находящегося тогда на грани официального получения независимости региона Южный Судан генералом Сальваторе Кииром я поинтересовался у него: «А сильно ли в Африке ждут возвращения России?»
В ответ и сам президент — очень колоритный персонаж, никогда не снимающий на публике своей шляпы — и все другие африканцы в комнате разразились дружным смехом. А вот дюжину лет спустя тезис о возвращении России в Африку не вызывает смеха уже ни у кого — особенно у французов, которые ранее в течении многих десятилетий выполняли роль неформального «опекуна» ЦАР.
Зачем Москве потребовалось отбирать у Парижа эту «почетную обязанность»? Ответ является самоочевидным. Центральноафриканская Республика — одна из стран, которые по факту очень бедны, а теоретически очень богаты. В публикуемым Международным валютным фондом рейтинге стран по объему ВВП на душу населения ЦАР с показателем 985 долларов занимает 186-е место. Для того, чтобы эти цифры стали более понятными: всего в этом рейтинге 188 позиций. Хуже, чем в ЦАР дела обстоят только в том же самом Южном Судане и в другой африканской республике Бурунди.
Но при этом в недрах Центральноафриканской Республики скрыты воистину сказочные сокровища: алмазы, золото, уран и прочая и прочая. Не слишком афишируемая, но очень важная особенность современной международной жизни — стремление ведущих государств мира занять ведущие позиции в добыче и распределении этих богатств.
Особенно больших успехов в этом плане добился Китай – страна, которая во многих государствах Африки выступает в роли политического и экономического «серого кардинала». Желание России тоже поучаствовать в разделе этого «пирога» понятно и логично. Вполне логичен и способ, с помощью которого Москва пытается это сделать. У Пекина есть возможность залить африканские страны деньгами с тем, чтобы впоследствии выкачать оттуда еще более значительное количество денег и ресурсов.
У России такой возможности нет. Зато у Кремля есть готовность точечно использовать свою военную мощь. В Центральноафриканской Республике это сейчас очень весомое «конкурентное преимущество». Страна охвачена боевыми действиями. Нынешнего президента Туадеру пытаются свернуть повстанцы во главе с бывшим президентом Бозизе. И расклад сил в схватке таков, что если в конфликт не вмешается новый мощный участник извне, то нынешний президент тоже очень быстро станет бывшим.
Такой новый мощный внешний участник нашелся в лице Москвы. И теперь остается лишь ждать, насколько удачным окажется этот рискованный политический ход Кремля — ждать и помнить, что в прошлом лидерам Центральной Африке было совершенно чуждо такое понятие как благодарность. Например, в мемуарах бывшего главного кремлевского врача Евгения Чазова можно найти очень красочное описание того, как в брежневские времена президента и будущего императора ЦАР Бокассу лечили в Москве от несварения желудка. Лечили — и вылечили. Президент-людоед был настолько доволен, что перед отбытием из СССР попросил отправить с ним на родину русского повара и русского врача. После этого случилось вот что.
«Поездка врача и повара была недолгой. То ли Бокасса не получил от нашей страны того, чего добивался, то ли ему надоело постоянное вмешательство в его жизнь врача, призванного следить за состоянием его здоровья…
Бокасса долго решал, под каким «соусом» порвать контракт, но не нашел ничего лучшего, как обвинить врача в попытке принудить одного из полицейских охранников к сожительству. Надо было видеть пожилого, интеллигентного, субтильного доктора и громадного роста полицейского, чтобы представить себе всю бредовость заявления Бокассы о том, что советский врач пытался силой его совратить».
Короче, нашим современным «поварам» и «врачам», которые, не щадя живота своего, «помогают» сейчас Центральной Африке, стоит быть поосторожнее. Конечно, фраза «не ходите в Африку гулять» относится только к детям. Но серьезно подзалететь в этом коварном и изменчивом регионе могут даже взрослые.
Добавить комментарий