По итогам первой карабахской войны 1992-1994 годов армянские войска установили контроль не только над Нагорным Карабахом, но еще и над семью районами Азербайджана, которые впоследствии стали называться «буферной зоной» или «зоной безопасности». Азербайджанцы, жившие здесь веками, были вынуждены покинуть родные дома.

На войне, как известно, святых нет. Жестокость творили и одни, и другие. Потери обеих сторон составили, по разным данным, до 25 тысяч человек убитыми, еще примерно столько же было ранено, более четырех тысяч человек пропали без вести, сотни тысяч мирных жителей стали беженцами. Оставленная местными жителями земля десятилетиями пустовала, здания разрушались, территорию «засевали» минами. Такова цена вражды.

Спустя почти четверть века Азербайджан в результате 44-дневной войны возвратил свои районы. Теперь задача вернуть эти территории к жизни.

Цитадель

Сам город с его крепостными стенами был воздвигнут в 1750 году Панах-али Ханом, на горном плато площадью в три квадратных километра для охраны Карабахского ханства. С трех сторон это плато обрывается отвесными скалами высотой 70-80 метров. 

В 19-м веке здесь жило много богатых людей, как армян, так и азербайджанцев. Тут были и мечети, и церкви, караван-сараи (восточные гостиницы и торговые дома) и дома-музеи просветителей, поэтов, музыкантов.

«Кто владеет Шуши, тот владеет Карабахом», – говорят в Армении. Для Азербайджана же этот город тоже занимает огромное место в исторической памяти народа.  Борьба за право обладать сердцем Карабаха не стихает вот уже сто лет.

В годы первой карабахской войны 1992-1994 годов захват армянскими войсками этого, считавшегося неприступным, форпоста стал переломным моментом и определил исход противостояния. Это была самая тяжелая потеря для Азербайджана. И вот, в 2020 году, на 43-й день карабахской войны, над Шушей подняли флаг Азербайджана.

Нынешняя Шуша, равно как и семь возвращенных под контроль Баку районов, находятся в ужасном, полуразрушенном состоянии. Несмотря на это в городе уже возобновили подачу электричества и воды, восстанавливают мечети, армянскую церковь и важные культурные объекты. Работают два продуктовых магазина, пекарня и банкоматы. В «город над бездной» постепенно возвращаются беженцы, а вместе с ними и мирная жизнь. Обычные люди, вынужденные несколько десятков лет жить вдали от Родины, настолько истосковались по ней, что готовы мириться с любыми трудностями.

«Наверное, это его куртка» 

Людей на улицах города совсем не много. И тут, и там на кирпичных заборах и стенах домов встречаются нанесенные баллончиком надписи с именами военных, которые в ноябре 2020 года сражались за «сердце Карабаха».

Строительная техника расчищает горы камней рядом со зданием, где некогда размещалась редакция газеты «Шуша». Напротив остатки филиала центрального банка. Если свернуть за мечетью направо, сразу попадаешь вглубь заброшенных жилых домов. Их двери и стены тоже исписаны. Имена бойцов здесь чередуются с надписями «Karabakh – Azerbaijan».

Заныриваю в подъезд. Среди обилия мусора и кусков бетона, валяющихся на лестнице, в глаза бросается ярко-розовый женский тапок с опушкой из кроличьего меха. Такая домашняя обувь была очень популярна у женщин в период постсоветского расцвета «челночной» торговли. Точно не ошибусь, если скажу, что  в домах всех моих знакомых такие имелись, хотя бы по одной паре. Не для себя, так для гостей. Но здесь, среди серости и пустоты, этот розовый цвет воспринимался  каким-то неестественным и неуместным что ли, как-будто его априори здесь быть и не должно вовсе.

В пустующих квартирах горы хлама, осколки стекол и разбросанная повсюду одежда. Вот мужская рубашка, наполовину торчащая из-под деревянной балки, от бетонной пыли сложно даже понять, какого она цвета на самом деле. А вот зимняя курточка на мальчонку лет пяти. Возле опрокинутого телевизора с разбитым экраном – фото. Запечатленные на нем дети сидят рядом. Девочка с распущенными длинными волосами с заботой обнимает немного испуганного мальчика.

– Наверное, это его куртка, – мелькает в голове.

От этой мысли, не смотря на невыносимую жару, по телу пробегает озноб. Самое страшное на войне – это дети. Дети и война, как извечный антагонизм войны и мира.

«Набрал горсть земли и начал ее есть»

Бредя среди полуразрушенных пустующих зданий, к своему удивлению, замечаю пекарню. На фоне ужасающих последствий войны пышные золотистые буханки кажутся не просто хлебом. Они – как те маки на минных полях, которые встречались по дороге в Шуши, символ надежды на мир.

Возле входа несколько мужчин, у каждого в руках пакеты, из которых выглядывает только что купленный хлеб. Они о чем-то оживленно болтают и, по всей видимости, абсолютно никуда не спешат. Воздух, пропитанный ароматом свежеиспеченного хлеба, наполняет собой всю улицу. Этот запах настолько манящий, что не возможно удержаться и просто пройти мимо.

Внутри серого обшарпанного помещения несколько печей, в которых румянятся аппетитные булки и круглые, похожие на солнце, лепешки. Рядом стоят палеты с готовым хлебом. Тут же через приоткрытое окошко идет торговля.

Спрашиваю у одного из рабочих внутри, как найти хозяина, тот что-то громко кричит на родном языке.

– Здравствуйте. Вы что-то хотели? – слышу за спиной.

Мужчина преклонных лет, морщинистое лицо, волосы убеленные сединой. Хозяин пекарни, Азад Каримович, охотно соглашается поговорить.

– Я приехал в Шуши в ноябре прошлого года, – делится собеседник. – Когда президент Алиев сказал, что город освободили, я сразу для себя решил, что должен во что бы то ни стало вернуться. Это мой дом, я родился и вырос здесь. На этой земле похоронены мои предки. С 1975 года до первой карабахской войны у меня здесь тоже была пекарня и карамельный цех. Вернувшись, сразу решил, что хочу восстановить производство. Подал заявку на тендер и сам себе пообещал, что если выиграю, то буду два месяца наших военных кормить хлебом абсолютно бесплатно. Так и произошло. Потом здесь начали появляться гражданские люди, в основном это рабочие и строители, которые восстанавливают город. Я и им два месяца бесплатно хлеб давал.

Источник