Как грузины Дэвис и Смолкин дебютировали на международном льду с золота
Фото: fsrussia.ru
Это плохо? Что мы сейчас вновь говорим и следим за теми, кого нет уже в сборной России? Да еще – оставившими нехороший шлейф слухов, утаиваний, принятого решения? Или надо сделать вид, что теперь, после смены спортивного гражданства, такого дуэта на льду не существует вовсе? Что смогли танцоры сделать за время без выступлений, а мы их не видели после Олимпийских игр, интересно многим. Только спорт, ничего личного. И следить за ними втихаря – просто нелепо.
Другой вопрос, что российских зрителей, переживающих за Диану и Глеба на международных стартах, теперь будет меньше. Впрочем, мировой лед, к которому фигуристы стремились, как раз этой потери абсолютно не заметит. Как не будет он и разбираться с вопросами морали и этики, которые все же возникли в создавшейся ситуации: а по чесноку сказать нельзя было? Чего тянули-то, хотели все же остаться в сборной России? Или прямо сразу и не хотели?
Но и это теперь уже, что называется, без разницы. У Дэвис и Смолкина пошел новый отсчет в карьере, базой для которой становится российское прошлое. Фанаты фигурного катания не очень долго, но зато в самый ответственный момент олимпийского цикла – перед Играми и непосредственно во время Пекина-2022 – разбирали катание тогда еще дебютантов взрослого льда буквально с лупами. Кому-то нравилось: задорные ребята, рвущиеся доказывать свое право на место под ледовым солнцем. Кому-то – не заходило совсем: середняки, которых, что называется, и за хвост, и за гриву тащат в олимпийскую сборную по блату.
Но танцы на льду – они вообще такие: замысловатые для оценки. Да еще судейство, которое не просчитать порой никому: ни в мире самого фигурного катания, ни вне его пределов. Посвященные, конечно, есть, но узок их круг. Объективность восприятия катания Дианы и Глеба подтачивал еще и совсем житейский фактор: великая мама партнерши Этери Тутберидзе – была, есть и будет раздражителем общественности. И в хорошем, и в негативном смыслах.
Фигуристы в том сезоне боролись за место в сборной, ведомые искусным тренером Игорем Шпильбандом. Программы увлекали, цепляли, обещали будущее. А после них танцоры усилиями Глеба оттачивали умение разговаривать с журналистами (знаменитое – «да, мы блатные!»). Тренер их хвалил. Они – гордились тренером. Специалист не скрывал: «Считаю, что лучше сделать ту работу, которую я с ними провел, я не мог. Думаю, они благодарны за наш совместный путь».
Но вместе с Олимпийскими играми закончилось и эффективное сотрудничество. И дальше, не выезжая из США, они продолжили (и продолжают) свой путь с тренерами Еленой Новак и Алексеем Киляковым.
А потом в разгар сложного для нашей сборной сезона прямым текстом прозвучало: «Кататься годами внутри России звучит, наверное, не очень для нас привлекательно». Хотим, мол, кататься с лучшими, понять в их среде, какое же место на льду занимаем. И – да: родители очень много всего вкладывают в то, чтобы фигуристы тренировались у лучших, в лучшей обстановке, в лучшей среде, и «это должно куда-то выливаться».
В принципе, кроме последнего, о родителях, такие слова мог бы сказать сегодня любой член сборной. Это ведь правда: отстранение – не отпуск. А потеря конкуренции во всем мировом объеме – серьезная угроза движению вперед. И это всем понятно. А вот, какой выбор следует за подобным пониманием, – вопрос уже другой. Диана Дэвис и Глеб Смолкин теперь – грузины.
В США на дебютном для себя турнире танцоры победили с одним из лучших результатов в карьере. Лишь два раза в прошлом они показывали более высокий результат. Сначала на вызвавшем шквал обсуждения Кубке Варшавы в ноябре 2021 года (199,90 по сумме двух программ). Тогда все умеющие считать, например, увидели, что судейский результат лишь на 0,39 балла меньше, чем на параллельном французском Гран-при у маститого дуэта Александра Степанова и Иван Букин. Затем – на предолимпийском чемпионате России (207,70), принесшем им серебро.
То серебро национального чемпионата отправило дуэт на главный старт Европы, там танцоры стали седьмыми. На Олимпийских играх в Пекине заняли 14 место. Сражались и на льду, и за его пределами. Родство с Этери Тутберидзе вновь шумно играло против них: скандал вокруг допинг-теста Камилы Валиевой был в самом разгаре. Мы им сочувствовали, да и любили.
В следующем сезоне Дэвис и Смолкин пропустили все старты в России. Не выступали на нашем льду даже в материально-увлекательных шоу, как это делали некоторые фигуристы. И все это время готовились. Увидеть результат подготовки хотелось, но возможности не было. От этого становилось еще любопытнее. Что смогли-то? Чем прорыв устраивать будут?
В отличие от членов сборной России, они вернулись сразу на международный лед. Федерация фигурного катания на коньках России против смены флага не возражала. Случилось это в июне, а в июле дуэт даже компенсировал Центру спортивной подготовки сборных команд России средства, потраченные на их подготовку в прошлом сезоне. Диана и Глеб, можно сказать, создали прецедент. Такого в нашем фигурном катании еще не было.
Абсолютно цифровые итоги выступления таковы: отрыв от соперников в одиннадцать баллов. Дэвис и Смолкин: 191,82 балла (74,35 балла за ритм-танец, 117,47 балла за произвольный танец). Американцы Уна и Гейдж Браун: 180,66 (75,26 и 105,40). Американцы же Ева Пейт и Логан Бай: 177,95 (72,78 и 105,17).
Что можно сказать о конкуренции в Лейк-Плэсиде? Не было на турнире ни участников чемпионата Европы, ни мира, как и Олимпийских игр. Серебряные Уна и Гейдж Браун, которые обыграли Диану и Глеба в ритм-танце, – чемпионы мира-2022 среди юниоров, на взрослом льду выступают уже второй сезон.
Диана и Глеб после победы констатировали: дебютом довольны, был большой перерыв, было необходимо начать где-то выступать, Лейк-Плэсид оказался подходящим турниром.
Вот – да. Так к этому турниру, о котором никто бы вообще ничего не стал рассказывать, а уж тем более копаться в сети, выискивая информацию, и надо относиться. И не ждать ни удивления, ни явления прорыва. На льду – начало августа. Это совсем не время в фигурном катании для серьезных обсуждений программ и готовности к основным турнирам. Как и любительская съемка того же ритм-танца. Потеряли себя танцоры, которые в олимпийском сезоне набирали темп, или поразят чем-то новым, будет очевидно позже. Но первое золото есть. «Рады, что удалось победить и успешно начать сезон под грузинским флагом».
Добавить комментарий