Правда, заявить о намерениях не значит получить желаемое. А оно у всех подавших иск в Спортивный арбитражный суд на решение независимого Дисциплинарного антидопингового комитета Российского антидопингового агентства оправдать фигуристку по делу о положительной допинг-пробе суд разное. И размах крыльев обвинения – от четырех лет наказания до выговора. Объединяет иски одно: желание признать вину Камилу Валиевой.   

Два дня назад CAS объявил, что принял к производству сразу три иска на решение независимого Дисциплинарного антидопингового комитета (ДАК) Российского антидопингового агентства оправдать фигуристку Камилу Валиеву. РУСАДА, Всемирное антидопинговое агентство и Международный союз конькобежцев пошли в суд за наказанием для спортсменки: РУСАДА видит его как вынесение предупреждения. WADA требует дать максимальный срок наказания – четыре года дисквалификации. ISU выбрал достаточно лояльный вариант – наказание на усмотрение арбитров.

МОК наблюдает за ситуацией со стороны. Организация заявила, что не является стороной в данном разбирательстве, «МОК не информировал и не ходатайствовал о том, чтобы участвовать в данном деле». И на том, что называется, спасибо.

От ISU и WADA ничего другого никто и не ждал. А вот решение РУСАДА кого-то сбило с толку. В сознании многих ДАК, который рассматривал дело Валиевой для вынесения наказания или оправдания после разбирательств РУСАДА, так и остался частью РУСАДА. Он – часть, но независимый орган. Юридические пути сложны.

Соломка РУСАДА

Поэтому, когда ДАК решил, что никакой вины или халатности в нарушении антидопинговых правил Валиева не допустила, а значит, должна быть лишена лишь звания чемпионки России, поскольку взятие пробы случилось как раз в день получения титула, то многие так и поняли: РУСАДА оправдало спортсменку. Но Российское антидопинговое агентство сразу же в комментариях указало, что после изучения мотивировочной части оставляет за собой право обжаловать решение ДАК.

Подстелена соломка была не просто так. Так в итоге и случилось. РУСАДА оспорило решение ДАК от 14 декабря 2022 года и настаивает, обратившись в CAS, на применении к Валиевой санкции «с соответствующими последствиями». А они «могут включать или ограничиваться предупреждением». Это значит, что степень вины Камилы не тянет на дисквалификацию. И это иск конкретно против спортсменки, РУСАДА – заявитель.

«Изучив мотивы принятого решения, РУСАДА полагает, что сторона спортсменки не смогла доказать на установленном правилами уровне полное отсутствие ее вины. Как и на стадии представления дела в ДАК РУСАДА, РУСАДА убеждено, что вина спортсменки в нарушении правил есть, однако она минимальна и разумной санкцией могло бы быть вынесение «предупреждения», – говорится в обосновании иска.

О чем идет речь, понять, чтобы кому-то объяснить эту вину на пальцах (или, чтобы кто-то нам ее объяснил), возможности нет. Все догадки уже давно закончились, дело тянется год. Да и фантазировать на столь болезненную тему нет ни малейшего желания. 

Версия, на которой строилось объяснение запрещенного препарата триметазидин в пробе Камилы, официально была одна: роковое попадание в стакан сердечного лекарства дедушки. Причем – в микроскопическом количестве. И эта версия была озвучена в CAS на Олимпийских играх в Пекине, когда суд решал: допускать Валиеву до участия в личном турнире или нет.  

Так что вопросы мы в очередной раз можем снова задавать лишь друг другу, повесив их в воздухе без ответа. В релизе РУСАДА снова говорится, что «на данном этапе РУСАДА не имеет права давать комментарии по существу рассматриваемого дела, поэтому раскрывать основания своей позиции и запрашиваемой санкции не может».

ISU: как решат судьи

ISU подало иск против Валиевой, RUSADA и ФФККР. (В случае исков ISU и WADA наше агентство выступает ответчиком.) Хочет наказать спортсменку на усмотрение судей. Естественно, в соответствии с антидопинговыми правилами, срок возможной дисквалификации должен начинаться с 25 декабря 2021 года, когда и была сдана положительная допинг-проба. ISU сочло долгом заявить, что «защита юных спортсменов от допинга несовместима с освобождением виновных от наказания».

Трактовать это можно, как угодно. Или никак не трактовать. Но хотя бы про юный возраст Камилы на Олимпийских играх, который должен ее защищать, вспомнили, в отличие от WADA.

WADA: четыре года

WADA выступает в иске против РУСАДА и Валиевой. Не согласно с решением ДАК, требует признать спортсменку виновной в нарушении антидопинговых правил и дисквалифицировать ее на четыре года. Причем даже не с момента нарушения, а с момента вынесения решения, видимо, чтобы прошедший год никак не повлиял на длительность отстранения. Само собой – лишить всех наград, начиная с даты сдачи пробы. А это, помимо чемпионата России, золото чемпионата Европы и командного турнира в Пекине-2022. 

WADA в требованиях не делает скидку ни на «защищенное лицо», ни на мизерное количество препарата и запрашивает в иске самое строгое наказание, как для спортсменов, использующих, например, ЭПО.

Одно ли дело?

Арбитражное разбирательство уже, по сообщениям CAS, началось. Временные рамки для вынесения решения суд назвать не может. Теперь решать предстоит «скамье арбитров» из трех человек, председателя скамьи назначает сам CAS, два арбитра будут выбраны с согласия всех сторон. Три иска, видимо, будут объединены в одно дело.

Возможен и вариант появления новых дел. Речь идет о несовершеннолетней спортсменке, поэтому должно было быть проведено расследование в отношении окружения. Пока о нем не было сказано ни слова. Валиевой в момент взятия положительной допинг-пробы было меньше 16 лет, статус защищенного лица предполагает ограниченную ответственность за нарушение антидопинговых правил, а основное внимание уделяется как раз действиям окружения спортсменки. И, как считают юристы, отдельное дело может появиться, если будут установлены их действия, которые можно квалифицировать как нарушение антидопинговых правил.  

Все мячи уже в игре. Кто из юристов, отстаивающих интересы сторон, окажется результативнее, узнать всем придется, видимо, в ближайшие пару-тройку месяцев. Будет решена не только судьба талантливой фигуристки, но и тайна пекинского пьедестала командного турнира фигуристов.

ОКР уже делал заявление для ISU, в котором «детально и аргументированно» изложил позицию: результаты командного турнира не подлежат пересмотру ни при каких обстоятельствах в связи с антидопинговыми правилами. Они сформулированы таким образом, что пересмотр результатов в командном турнире «мог бы иметь место только в том случае, если бы предполагаемое антидопинговое нарушение было совершено во время Олимпийских игр».

Именно эту позицию ОКР собирается в случае необходимости отстаивать в рамках любого возможного разбирательства, «в том числе если потребуется, и в CAS». Да и в регламенте командного турнира фигуристов нет условий пересмотра результатов в случае дисквалификации одного из участников.

Так что хотелось бы сказать, что разбирательство тяжелой истории вышло на финишную прямую. Но констатировать приходится все то же: дело ясное, что дело темное. Камиле – держать удар.

Источник