«Представляете, какие великие люди встречались мне на жизненном пути», — сказал тогда Михаил Геразиевич, у которого тоже в глазах стояли слезы.

Его, как рассказчика, можно слушать бесконечно, но я работаю не в журнале, где роман о спортивных знаменитых судьбах можно печатать с продолжением (кстати, убежден, что биография Михаила Мамиашвили гораздо богаче воображения многих романистов), а в ежедневной газете, где мы придерживаемся определенного формата.

Будь я кинематографистом, может быть, сделал бы фильм на вечный сюжет — паренек из маленького города Конотопа Сумской области (как сказал Михаил Геразиевич: «Самый красивый и веселый город каштанов и куплетистов») из простой семьи (папа — тракторист, мама работала на заводе) завоевал даже не столицу великого государства, а целый мир большого спорта.

Или будь я биографом Михаила Мамиашвили, может, смог бы лучше распорядиться резервами его превосходной — а прежде всего благодарной — памяти, он помнит и стремится назвать поименно всех людей, так или иначе способствовавших его становлению и помогавших ему в жизни.

Но я в данном случае всего лишь интервьюер, хотя и с преференциями многолетней дружбы с олимпийским чемпионом и президентом Федерации борьбы России — Михаил Геразиевич на просьбу о встрече откликнулся сразу и моментально отыскал окошко в своем плотном графике. Начали с истоков…

— Сегодня особенно ярко накатывают воспоминания о детстве, — признался мой собеседник. — И, кстати, ощущаю, конечно, горькую реальность, что в наше непростое время уже ни один мальчишка из маленького Конотопа не сможет реализовать себя так, как нам эту возможность давала великая страна, в которой мы жили. Сейчас смотришь на определенные вещи как на дурной сон — например, на той стороне научили наших спортивных братьев не пожимать руки — на корте или на татами. Как оценить, что мы потеряли? Вы только представьте себе, что я в течение десяти лет не могу приехать на могилы своих любимых родителей. Это, конечно, трагическая ситуация, но убежден, что с божьей помощью все наладится.

Источник