Устюгов и Большунов выясняют отношения: нашатырь, заруба
Фото: flgr.ru
…А Александр Большунов так и сказал: «У нас тут интересная заруба сейчас с Сергеем Устюговым». Сказал то, что все видели и чего все желали еще с начала сезона. Сами-то гении лыжни интерес к соперничеству подогревали беспощадно: выясняли, кто больше «мешок», падали до крови, слова всякие и метали, и вызывали в свой адрес, как те дротики, что пока в цель не влетят, «стоп» не прозвучит… Но главное – показывали результат. И готовились к чемпионату России, главному старту сезона.
Спортивных интриг в лыжном спорте всегда хватает. Любая гонка может вдруг неожиданно развернуть лыжню лидера. Да и болезни, которыми так изобилует сезон, спортсменов не просто не щадят, а караулят у каждого угла. «Форму хорошую набрал? Ну-ну, получи-ка температуру, можно с заложенным носом и болью в горле». А после – догоняй ушедшую форму, как сможешь.
Перед чемпионатом России в Тюмени в мужских гонках вопрос, а сколько медалей окажется на заслуженных шеях Александра Большунова и Сергея Устюгова, стал одним из обсуждаемых. Два гения, два характера. Два кумира.
Александр Большунов на «Чемпионских высотах», хотя и заболел перед стартом на сборе в Сочи, завоевал пять медалей – четыре золота и одну бронзу. Перед чемпионатом России здоровье опять вильнуло в неправильную сторону, тренер Юрий Бородавко даже говорил, что участие Сан Саныча в гонках будет решаться по самочувствию.
А Сергей Устюгов еще по осени считал: задача этого сезона – завоевать четыре медали на чемпионате России. Побегал, показал мощь, а на «Чемпионских высотах» решил подкорректировать количество наград в меньшую сторону: мол, две – тоже сойдет, буду рад. И… как рванул в первой же дисциплине в Тюмени – спринте, – что аж шанса на соперничество в финале никому не дал. Залихватски так выиграл: ни Большунову, ни Александру Терентьеву и подумать о золоте не позволил. Никакой дуэли, чистая победа.
И тут же шутливо констатировал: задача-минимум выполнена, одно золото чемпионата России есть, на старт можно больше не выходить. Заодно и вспомнил, что с января ради цели подготовиться именно к чемпионату не отступал от планов тренера Маркуса Крамера ни на шаг. Классическое «иду на цель». И теперь, даже, если в остальных гонках ничего не получится, будет доволен. Лукавил, конечно.
Кстати, после гонки он пытался Маркусу дозвониться, но тренер не отвечал. «Или занят, или в шоке сидит, не понимает, что происходит». Устюгов шутить любит, да и интервью дает на любые темы, улыбаясь. Но не утаивает и того, что у многих остается внутри: перед стартами чемпионата России был сам не свой, мандраж накрыл, чувствовал, что выходит словно сонный. Пришлось нашатырь перед стартом нюхать, сказал: и он не разбудил.
Вы можете понять, как у них, спортсменов, это работает? Где у них кнопка включения мощи? После фееричного спринта Устюгов рванул с места в карьер в скиатлоне. И уже после первого километра возглавлял гонку с отрывом почти в десяток секунд. Но Большунов, проигравший накануне, готовил «ответку». После 15 км классикой к моменту смены лыж тон задавало трио: Устюгов, Евгений Белов и Александр Большунов. Переобувка отправила первым на лыжню уже Большунова, Устюгов все же его догнал. А Белов оказался в мощной группе преследователей, но с отрывом уже в два десятка секунд: тут были и Алексей Червоткин, и Иван Якимушкин, и Денис Спицов с Антоном Тимашовым…
Впору было стремительно делать ставки. Два гиганта лыжни шли, сменяя друг друга, играя с преследователями, то подпуская, то убегая. Ожидания от финиша мечты – в лучших мировых традициях, когда створ выбирает сильнейшего из уникальных, – были уже осязаемы. Но… судьба Устюгова уронила. За 2 км до финиша.
Поворот, падение, стопроцентно совпавшее по таймингу с запланированным рывком Большунова к финишу именно на этом отрезке. Фееричного финиша не случилось, но гонка была из серии «на разрыв». И контроль за Устюговым сзади Сан Саныч не терял до последнего метра тридцатки. Бронзу у Червоткина все же вырвал Якимушкин, их разделила 0,1 секунды.
«Он думал, как меня обыграть, а я думал, как обыграть его. Много разных планов было, но по последнему плану я включился на все 100% после поворота и немного отъехал», – таким было видение ситуации Большунова. Сказал, что ни его, ни Устюгова не интересовали те, кто сзади, оба понимали, что идет борьба двоих, разыгрывали золото. «Не договаривались, когда сменяли друг друга. Когда спортсмены уважают друг друга, они понимают, что надо работать вместе. Мы так и делали. Кто был посильнее, тот и выиграл. Вчера он был сильнее, сегодня я».
Таким был вывод: рад, что удалось выиграть даже после не очень хорошо проведенной недели перед чемпионатом, когда приболел. «Сейчас могу навязывать борьбу за победу ребятам».
А таким – признание: на спринте нужно было прорабатываться, улучшать свое самочувствие можно и нужно через старты, Елена Валерьевна говорила, что спринт и скиатлон не надо бежать, но он так не может. «Даже когда плохое самочувствие, все равно выхожу».
А Сергей Устюгов признался: ноги не держали, устал сильно, на повороте поскользнулся, упал. «Голову поднимаю – а Саня уже побежал. Он даже, наверное, не заметил, что я упал». И главное: «Победитель – тот, кто пересекает финишную черту первым. Он оказался сильнее, я оказался слабее, меня не удержали ноги».
И, уже обладая двумя медалями, что было, по его прежним словам, планом-максимум, посмотрел в будущее чемпионата России: у меня еще впереди дистанция 15 км коньком. «Вчера заглянул в план – там стоят эстафета и полтинник, маленько расстроился, потому что думал бежать только индивидуальные гонки». Обещал созвониться с Маркусом Крамером, послушать, что тренер скажет по этому поводу.
Не удержавшись, все же потроллил Большунова, рассказав о том, что заметил на трассе. «Был такой момент поддержки: по всей трассе гнали меня: «Серега, давай!». Я не слышал, чтобы кричали: «Саня, давай!». Думаю, маленько Саню это подубивало – такая поддержка в мою сторону».
Это, конечно, вряд ли. Такие штучки с Большуновым вряд ли проходят. Остановить его точно не могут, а вот придать еще большее ускорение – это да. И такое соперничество для него – счастье. Как и для Устюгова. А их работа в паре – просто упоительно.
Оба чувствовали в начале сезона, как не хватает международных стартов. Но говорят, что, когда начался Кубок России, такие мысли ушли. Каждый лыжник на внутренних стартах бежит на пределе своих возможностей, показывая максимальные результаты. «Бегаем сейчас здесь и не смотрим Кубок мира, потому что у нас тут интересные зарубы».
…Интриги чемпионата России еще не завершены, как и зарубы. Уйдет ли тридцатилетний Сергей Устюгов с окончанием сезона? Нынче даже постановка такого вопроса кажется абсурдной. Большунов считает, что нет. Говорить, мол, он может все, что угодно. Но «мы-то знаем, что Устюгов будет бегать. Он каждый год говорит, что собирается заканчивать, можно даже не обращать внимания на его слова».
Убедил Сан Саныч, не будем обращать внимания. Да, как считает Елена Вяльбе, никого не надо уговаривать остаться, великими из-под палки не становятся. Но великие как раз сами осознают свою мощь. И – да, выражаясь языком уникальной же спортсменки Натальи Непряевой, такие лыжники способны на любой вопрос дать ответ именно в гонке: «Сомневались – выкусите!».
Добавить комментарий